Версия для слабовидящих

Здоровые дети — в здоровой семье

Донорство крови — это добровольная сдача крови и ее компонентов для медицинских целей. Само слово происходит от латинского «donare» – дарить. 2. Зачем мне сдавать свою кровь? На данный момент в России существует острая нехватка донорской крови и ее компонентов. Донорская кровь крайне необходима больным гемофилией, онкологическими заболеваниями, а также после серьезных аварий и катастроф.

Предлагаем презентации полно и уважительно рассказывающие о благородном поступке — донорстве

 

Иммунизация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИВИВКИ За и против

Иммунизация

Национальный календарь профилактических прививок

 

 

7 апреля — Всемирный день здоровья.

 7 Апреля — день здоровья 10 заповедей здоровья Правила здорового образа жизни Пирамида питания Стресс, тревога, депрессия. doc Нас старят вредные привычки Курение Диспансеризация Дети и алкоголь ВейпингАлкоголь 

 

Здоровое питание — здоровье на всю жизнь

Выбирайте здоровое питание. Памятка Здоровое питание помогает. Буклет Здоровое питание. Плакат Контролируйте их потребление. Листовка Правила здорового питания. Брошюра

Оглавление

  1. Матвеева Инесса борисовна, Иванова Татьяна Зиновьевна. «Лыжные прогулки с детьми»
  2. Тимофеева Анжелла Викторовна. «Обучение детей ходьбе на лыжах»
  3. Темнова Ольга Анатольевна. «Здоровьесберегающие технологии для здоровой семьи»
  4. Воронина Ольга Ивановна.»Хорошо здоровым быть»
  5. Самойлова Лариса Валентиновна. «Игры, которые лечат»
  6. Смирнова Розалия Владимировна. «Здоровый образ жизни – хорошо быть здоровым»
  7. Федорова Елена Владимировна. «Здоровьесберегающие технологии в семье. Как не пропустить  (не оставить без внимания) нарушение осанки»

Матвеева Инесса Борисовна,
воспитатель I квалификационной категории,
Иванова Татьяна Зиновьевна,
воспитатель I квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 4» (корреспонденты)

Лыжные прогулки с детьми

Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка. Она вовлекает в работу почти все мышечные группы, способствует энергичному обмену веществ в организме, усиливает функциональную деятельность внутренних органов, развивает мышечную чувствительность, способствует развитию пространственных ориентировок и координации движений, так как дети передвигаются на лыжах в условиях постоянного изменения рельефа и местности.

Обучение детей ходьбе на лыжах положительно влияет на формирование свода стопы. Лыжные занятия оказывают благоприятное влияние на формирование осанки. Положительные сдвиги в улучшении осанки вполне закономерны, так как при ходьбе на лыжах гармонично развиваются и укрепляются все мышечные группы и особенно мышцы спины. Благодаря этому происходит интенсивное насыщение организма свежим, морозным, живым воздухом, который и является основой здоровья, фундаментом гармоничного развития ребенка.

Под влиянием лыжных занятий происходит значительное развитие основных движений (бег, прыжки, метания).

Лыжные занятия и лыжные прогулки способствуют воспитанию морально-волевых качеств ребенка: созданию интереса и любви к систематическим занятиям, развивают смелость, настойчивость, решительность, формируют выдержку и дисциплинированность, приучают преодолевать трудности и препятствия, воспитывают чувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи и т.п. Обучать передвижению на лыжах можно уже 2-летних малышей, которые уверенно сохраняют равновесие в обычной ходьбе и при беге.

Обучать лыжам надо так же, как и ходьбе, т.е. без помощи родителей малышам не обойтись. Для эффективной и безопасной лыжной подготовки необходимо прежде всего выполнить ряд требований к инвентарю и одежде.

Лыжный инвентарь должен соответствовать индивидуальным росто-весовым показателям ребенка. Особенно затрудняют обучение лыжи и палки, приобретенные «на вырост». Длина лыж должна быть чуть выше (примерно на 10 см), а длина палок чуть ниже (на 10-15 см) роста малыша. Лыжи подходят как деревянные, так и пластиковые. Особенно удобны пластиковые лыжи с чешуйчатой скользящей поверхностью: они не требуют смазки при изменении погоды.

Лыжные палки пригодны из любого материала, предпочтительнее более легкие. На палках необходимы ремешки (петли) для кистей рук, кольца (сегмент) упора и штырьки на концах. Желательно иметь на палках специальную рукоятку. Отсутствие или обрыв ремешка вынуждают ребенка часто терять палку и сильно зажимать ее в кулак, затрудняя отталкивание. Палки без колец упора проваливаются глубоко в снег, при отсутствии штырей они проскальзывают. Все это приводит к потере равновесия и, как правило, к падениям. Перед пользованием палками надо в домашних условиях объяснить и главное показать ребенку способ держания: кисть продевается в ремешок снизу и опирается на него, при отведении назад палка свободно удерживается в основном тремя пальцами — большим, указательным и средним, при толчке нельзя зажимать ее в кулак.

Из многочисленных моделей лыжных ботинок предпочтительнее с удлиненным, защищающим от снега голенищем, по размеру свободные (примерно на два номера больше), но не слетающие с ноги при ходьбе. Можно использовать и повседневную зимнюю обувь — валенки, сапоги, ботинки, утепленные высокие кроссовки.

Сейчас промышленность выпускает лыжные крепления различных конструкций, главное при их выборе — надежность, удобство и простота в обращении. Самой удобной является конструкция, позволяющая ребенку быстро надевать и снимать лыжи вначале с помощью взрослых, а затем и самостоятельно.

Лыжная одежда, как и инвентарь, тоже имеет свою специфику. Даже самый солнечный, безветренный, с небольшим морозцем, благоприятный день может быть испорчен для ребенка, если он насквозь промок и замерз. «Мокрые» лыжные прогулки весьма нежелательны и для здоровья. Верхняя одежда (куртка и брюки или комбинезон) должны быть из ветроводонепроницаемой ткани. Если есть выбор, надо отдать предпочтение раздельным куртке и брюкам — так одежда меньше промокает, ее легче сушить, а в случае необходимости можно заменить только одну часть. Вполне допустимо, если комбинезон или куртка с брюками чуть великоваты. Главное, чтобы впору была внутренняя одежда: футболка, рубашка, свитер, особенно колготки и шерстяные носки. Хорошо подогнанное нижнее белье убережет от весьма неприятных потертостей. Детям очень нравится лишний раз поваляться в снегу, поэтому желательно иметь варежки или рукавички, обшитые водонепроницаемой тканью. Они должны быть, конечно, теплыми и в меру свободными. Шапочка предпочтительнее шерстяная, плотно прилегающая к голове и закрывающая уши. Шарф лучше заменить свитером с высоким воротом.

Можно по-разному одеть детей, в чем, несомненно, отражаются вкусы и материальные возможности родителей. Однако имеются некоторые общие рекомендации к лыжной одежде:

— не кутайте детей, как эскимосов, — это затрудняет движения;

— дошкольники более чувствительны к морозу, чем подростки.

Если верхняя курточка легкая, то один дополнительный свитер под нее будет кстати;

— хороши шерстяные вещи, но только не наружу, так как шерсть сильно собирает снег и поглощает влагу, а детям очень нравится поваляться в снегу; помните и о том, что ребенок будет часто падать;

— необходимы запасные рукавички или варежки для замены мокрых, к тому же дети поразительно часто их теряют;

— проверьте, нет ли грубых швов в носках и нижнем белье ребенка, это может привести к потертостям;

— выбирайте верхнюю одежду с такой застежкой, чтобы ребенок мог застегнуть сам, в том числе и замерзшими руками;

— отдавайте предпочтение одежде, которую можно сравнительно легко чистить и стирать — ребенок обязательно найдет достаточно грязи даже на снегу.

С дошкольниками заниматься лыжами рекомендовано лишь в морозную погоду при температуре от -1 до — 12°С, для детей 2-4 лет — до -8°. В ветреную погоду нижняя граница повышается еще на 2-3°. При сильном ветре (скорость 6-10 м/с), когда заметно качаются деревья, дым прибивается к земле, а на открытой местности пурга, лыжную прогулку надо отменить.

Исключительно важно дать ребенку основы знаний по гигиене, сообщив простейшие правила и гигиенические требования к занятиям на лыжах:

— нельзя садиться и тем более ложиться на снег даже при сильной усталости;

— запрещено использовать снег для утоления жажды;

— недопустимо снимать шапочку и расстегиваться, когда стало жарко.

Полезно напоминать ребенку об этом перед каждым выходом на лыжную прогулку.

Важно обратить внимание на то, что после выноса лыж из теплого помещения нельзя сразу класть их на снег, необходимо хотя бы немного (около 5 мин) охладить. Если пренебречь этим требованием, снег прилипнет к лыжам, они подмерзнут, придется долго и с трудом очищать их от снега и льда.

Сдерживайте себя от чрезмерной опеки. Ребенку, особенно на первых порах, очень хочется быть настоящим лыжником и самому нести лыжный инвентарь. Не упустите этот момент, закрепите естественные желание и интерес объяснением и показом простейших правил транспортировки: скрепленные лыжи надо расположить горизонтально носками вперед и зажать в подмышечной впадине, обхватив рукой снизу; палки взять в другую руку за середину кольцами назад.

Для занятий на лыжах надо выбрать ровную площадку недалеко от дома, используя двор, ближайший стадион, сквер, и, по возможности, максимально защищенную от ветра кустарником, другими лесопосадками. При выборе или прокладке лыжни учитывайте направление ветра — он должен быть по ходу и дуть ребенку в спину.

Важнейшим двигательным действием лыжника является скольжение, которого нет в привычных для ребенка ходьбе и беге. И начинать обучение надо с ходьбы на лыжах, палки использовать только для поддержания равновесия. А если ребенок обходится и без них, просит взять его руку, не надо препятствовать, удовлетворите его желание. Не обращайте внимания и на выпрямленное при движении туловище, пусть все будет, как в хорошо знакомой и привычной ребенку ходьбе, только с лыжами на ногах. При этом обязательно подчеркните и заинтересуйте малыша тем, что на лыжах можно легко передвигаться даже по глубокому снегу. Обучая, не забывайте о том, что в силу анатомо-физиологических и психологических особенностей дошкольники лучше воспринимают показ упражнений, чем их объяснение.

Наряду с ходьбой на лыжах для выработки чувства лыж, чувства снега, овладения специфическими для лыжника равновесием и координацией движений в условиях единой биомеханической системы (лыжник — лыжи — палки) используют следующие упражнения:

— перенос веса тела с одной ноги на другую, не отрывая лыжи от опоры;

— стоя на двух лыжах, опуститься в полуприсед и затем подняться;

— поочередное поднимание и опускание носка и затем пятки лыжи при небольшом сгибании обеих ног в колене;

— поднимание согнутой ноги назад и вперед с отрывом вначале пятки, затем носка лыжи;

— поднимание согнутой ноги вперед с расположением и удержанием лыжи параллельно лыжне;

— прыжки на месте с ноги на ногу;

— прыжки-подскоки на месте на двух лыжах;

— небольшие махи слегка согнутой ногой назад и вперед;

— стоя на чуть согнутых в коленях ногах и немного наклонив туловище, поочередные махи прямыми руками вперед (до уровня глаз) и назад (немного дальше бедра);

— небольшой выпад вперед правой, затем левой ногой;

— поочередный выпад вперед с махом то левой, то правой рукой вперед и назад при разноименном сочетании работы рук и ног;

— поочередные махи носками лыж вправо и влево;

— поочередное поднимание и перестановка носков лыж в сторону;

— поворот переступанием на месте вокруг пяток лыж — носки лыж поочередно приподнимают и переставляют вправо или влево, а пятки лыж не отрывают от снега;

— поворот переступанием на месте вокруг носков лыж; когда приподнимают и переставляют вправо или влево только пятки лыж, а носки остаются на месте;

— приставные шаги в сторону. Все упражнения выполняют как  опорой, так и без опоры на палки, постепенно увеличивают количество повторений и темп выполнения. Дозировка нагрузки определяется подготовленностью, самочувствием, настроением ребенка. Перегрузки и насилие недопустимы. Надо шире использовать игровые формы выполнения упражнений, например:

— нарисуй лыжами на снегу веер для себя — поворот переступанием вокруг пяток лыж на 90°;

— нарисуй веер для друга — поворот переступанием вокруг носков лыж на 90°;

— нарисуй лыжами на снегу две снежинки, выбери самую красивую — поворот на 360° переступанием вначале вокруг пяток лыж (первая снежинка), затем вокруг носков лыж (вторая снежинка);

— нарисуй на снегу «лыжную гармошку» — переступание в сторону поочередно носками и пятками лыж;

— покажи стоящего аиста — сильно согнутую ногу поднять вперед и как можно дольше удерживать лыжу горизонтально.

Гораздо эмоциональнее ребенок выполняет эти задания, если в играх участвуют и родители. Перечисленные упражнения помогут ребенку овладеть чувством лыж и чувством снега. Все упражнения относительно просты и не требуют какой-либо сложной методики обучения, достаточно показать и объяснить требования к его выполнению. Главная задача — добиться точности движений, что способствует развитию координации и умению управлять лыжами. Фундамент лыжной подготовки, заложенный в дошкольном возрасте, — это целебный, неисчерпаемый источник нравственного и физического здоровья, духовного и телесного совершенствования вашего ребенка в будущей взрослой жизни.

По материалам журнала «Физическая культура», №1-1998 г.

 

Тимофеева А.В.

воспитатель I квалификационной категории МБДОУ

«Детский сад № 4 г. Кировска» (корреспондент)

Обучение детей ходьбе на лыжах

Лыжи – одно из самых доступных дошкольникам зимних спортивных упражнений. Ходьба на лыжах – хорошее средство физического развития детей, закаливания, развития быстроты, выносливости, координации. Она способствует укреплению мышц туловища, рук и ног, связок голеностопных суставов, упражняет вестибулярный аппарат, сердечно – сосудистую и дыхательную системы, развивает быструю ориентировку в пространстве и времени. Длительное, ритмичное чередование напряжения и расслабления хорошо тренирует работоспособность сердечно – сосудистой и нервной системы, а влияние свежего воздуха особенно благотворно для деятельности органов дыхания.

Обучение ходьбе на лыжах эффективнее, если уже в осеннее время готовить ребят к этому движению. С целью улучшения координации движений дети упражняются в перешагивании, подлезании, беге по узкой дорожке. Тренируется вестибулярная устойчивость при помощи различных поворотов, наклонов туловища, прыжков с поворотом. Заранее укрепляются голеностопные суставы, мышцы стоп ходьбой с пятки на носок, с помощью бега на носках, с подскоками, сжимания и разжимания пальцев ног.

Детям не просто освоиться с непривычным для них ощущением тяжести лыж, их скольжения на снегу. Поэтому первые движения ребенка – постоять на лыжах, присесть, поочередно поднять одну и другую ногу с лыжей, поставить на снег, попытаться пройти ступающим шагом постепенно усложняются и дети начинают выполнять:

  1. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
  2. Прыжки с поворотом лыж вправо – влево.
  3. Прыжки с поворотом на 180 и с сохранением равновесия.
  4. Прыжки в высоту с подтягиванием колен к груди – «Кенгуру».
  5. Прыжки на одной ноге с сохранением равновесия на одной лыже.
  6. Постановка одной лыжи параллельно туловищу впереди с сохранением равновесия.
  7. Отведение одной лыжи назад так, чтобы она касалась снега только носком.

Все эти упражнения достаточно сложные и не сразу детям удается их выполнить. Далее при ходьбе необходимо контролировать, чтобы носок лыжи был приподнят, а задний конец прижат к снегу, следить, чтобы руки как при ходьбе двигались с перекрестной координацией.

Переходить от упражнений к передвижению нужно начинать с ходьбы по ровной лыжне ступающим шагом, выполнять поворот переступанием, затем постепенно осваивать скользящий шаг. Обучение такому шагу включает поочередное отталкивание то правой, то левой ногой, лыжа прижата к снегу, нога сгибается в колене, выносится вперед, на нее передается вес тела.

Существуют определенные правила ходьбы на лыжах, которые дети должны усвоить и соблюдать:

  • идти, соблюдая интервал, не отставать;
  • не наезжать на лыжи впереди идущего;
  • не разговаривать на дистанции.

По мере усвоения навыков ходьбы на лыжах появляется возможность использовать игры, в которых эти навыки закрепляются и совершенствуются. Значение игр для всестороннего развития детей огромно. В них формируются положительные черты характера – настойчивость, целеустремленность и др., развиваются чувства товарищества, взаимопомощи. Игры надо выбирать такие, чтобы в них играющие были активны, деятельны. Например,  игры:  «Лови – не урони» (перебрасывание мяча в движении), «В ворота» (присев, проехать под воротами, образованными из лыжных палок) и др.

Таким образом – ходьба на лыжах – это интереснейшая и увлекательная форма движения, а движение – это жизненно необходимая потребность человека; это эффективнейшее лечебное средство; это важное средство воспитания.

По материалам книги « Игры и развлечения детей на воздухе» Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Л.С. Фурмина

 

Темнова Ольга Анатольевна воспитатель I квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 4» (корреспондент)

«Здоровьесберегающие технологии для здоровья семьи»

Дорогие родители!

Уже с малых лет необходимо учить детей беречь свое здоровье и заботиться о нем. Ваша позиция во многом определяет отношение детей к физической культуре и спорту. Если вы ведете здоровый образ жизни, регулярно вместе с детьми выполняете хотя бы простейшие физические упражнения, подвижны, легки на подъем, это является «благодатной почвой», на которой взойдут добрые всходы – крепкие, здоровые, любящие физкультуру дети. Но только говорить о значимости здоровья – это мало.

Надо предпринимать повседневные пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги. Совместно с педагогами детского сада у ребенка необходимо заложить знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Только тогда  сложится тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание здоровой жизни вашего ребенка и вашей семьи!

Здесь на помощь приходят современные здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьесберегающие технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Какие же здоровьесберегающие технологии можно использовать в домашних условиях? Это хорошо известные вам формы физического воздействия:

 Утренняя гимнастика, как важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей.

— Подвижные и спортивные игры, где используются естественные движения и достижение цели не требует высоких физических напряжений.

— Пальчиковая гимнастика, как тренировка тонких движений пальцев и кисти рук.

-Артикуляционная гимнастика, как формирование правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти.

— Гимнастика для глаз, как упражнения для снятия глазного напряжения.

— Дыхательная гимнастика для развития и укрепления органов дыхания.

— Совместные прогулки на свежем воздухе желательно в любую погоду!

— Закаливающие процедуры разного вида.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

 

Сделайте вместе с детьми:

 

Пальчиковая гимнастика

 

На поляне дом стоит,

(Изображаем дом.)

Только к дому путь закрыт.

(Кисти соединяем в «замок».)

Мы ворота открываем,

(Разводим руки в стороны.)

В этот домик приглашаем.

(Изображаем дом.)

 

Раз, два, три, четыре, пять.

(Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого.)

Вышли пальчики гулять.

(Ритмично разжимаем и сжимаем все пальцы вместе.)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Сжимаем поочереди широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

В домик спрятались опять.

(Ритмично сжимаем все пальцы вместе)

 

Дыхательная гимнастика 

 

1. «ЧАСИКИ»

Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10—12 раз.

2. «ТРУБАЧ»

Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф-ф». Повторить 4—5 раз.

 

3. «ПЕТУХ»

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5—6 раз.

 

Гимнастика для глаз

 

Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес!  (Выполняют круговые движения глазами).

Слева — сосны, справа – ели.  (Выполняют движения глазами влево – вправо).

Дятел сверху, тук да тук.   (Выполняют движения глазами вверх – вниз)

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой!

 

 

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

 

Артикуляционная гимнастика

-Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно)

-Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик.

-Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щек, подбородка (представьте, что вы выпачкались в варенье).

-Облизать тарелочку, как это делает киска.

-Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик).

-Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы трубочкой, «сделать хобот»; «набирать им водичку», слегка причмокивая.

-Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик языка поочередно с напряжением упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики-«орешки».

Успехов вам!

Здоровья вашим детям! Здоровья вашей семье!

 

 

Воронина Ольга Ивановна,

воспитатель I квалификационной категории (корреспондент)

« Хорошо быть здоровым»

Для  сохранения полноценного здоровья необходимо вести здоровый образ жизни. В понятие «здоровый образ жизни» входят следующие составляющие:

* отказ от вредных привычек (курения, алкоголя, наркотических веществ);

* оптимальный двигательный режим;

* рациональное питание;

* закаливание;

* личная гигиена;

* положительные эмоции.

Быть в движении — значит укреплять здоровье.

Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка здоровым, весёлым, хорошо физически развитым. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего и развивающегося детского организма.

Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. Под воздействием движений улучшается функция сердечно — сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается лёгочная вентиляция.

Активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышаю деятельность лейкоцитов. И напротив, недостаток движений (гиподинамия) вызывает изменения в центральной нервной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена веществ в организме, к снижению работоспособности организма.

Имеет большое значение отношение родителей к физическим упражнениям. Их положительный пример существенно влияет на формирование у ребят стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьёй.

Формы здесь разные туристические походы пешком и на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях «Всей семьёй — на старт». Роль взрослого — не дать ребёнку ограничиться, каким- то одним движением, чувство ритма, прыгучесть.

Человеческий мозг особенно это касается бессознательного мышления, напитывается впечатлениями. В дальнейшем 80% нашей деятельности руководствуется этим бессознательным опытом.

Поэтому чрезвычайно важную роль играют просвещения детей в вопросах потребностей здорового тела, обучение, тренировка, как в детском саду, так и в семье. Детям необходимо объяснять значимость не только тех или иных действий и привычек, но и это главное – подавать собственный пример.

Делайте утреннюю зарядку, больше двигайтесь, занимайтесь физкультурой и спортом, ведите здоровый образ жизни, привлекайте к активным действиям детей и они вырастут здоровыми и преуспевающими людьми. Родители для детей – непререкаемый авторитет, примет для подражания.

Уже с малых лет учите детей беречь свое здоровье и заботиться о нем. Совместные занятия сплачивают, объединяют детей и взрослых. Позиция родителей во многом определяет отношение детей к физической культуре и спорту. Если взрослые ведут здоровый образ жизни, регулярно вместе с детьми выполняют хотя бы простейшие физические упражнения, подвижны, легки на подъем, это является «благодатной почвой», на которой взойдут добрые всходы – крепкие, здоровые, любящие физкультуру дети.

Только говорить о значимости здоровья – это мало. Надо предпринимать повседневные пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги. Тогда непременно сложится тот здоровый фундамент,  на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни.

Чаще участвуйте в физкультурно-спортивных мероприятиях, проводимых в детском саду. Дети радуются присутствию взрослых и гордятся своими родителями. Спортивные праздники, в которых соревнуются семейные команды, сплачивают семью, приносят много радости и запоминаются взрослым и детям надолго.

Устраивайте праздники детям дома, не жалейте для этого времени и сил. Все это окупиться здоровьем вашего ребенка его активной жизнеутверждающей позицией, дальнейшим преуспеванием в жизни.

Семейный «День здоровья» для взрослых и детей.

Лучшие дни проведения – суббота, воскресенье, праздники, каникулы, отпуск. Командовать может любой – мама, папа, дедушка, бабушка, сын или дочь, тетя, дядя и т.д.

Можно «периоды» разделить и тогда каждый отвечает за свое «мероприятие» свой отрезок времени.

Утром, еще в постели сделайте несколько упражнений по растяжке мышц:

* лечь на спину, вытянув ноги и руки, потянуться всем телом;

* напрячь стопы ног, носочки;

* отводя руки далеко за голову, расправить ладони, вытянуть пальцы, вдохнуть;

* затем расслабиться, перенеся руки вдоль туловища, выдохнуть.

Упражнение хорошо сопровождать мыслями или словами, произнося их шепотом или вслух: «Доброе утро! Как хорошо! Я здоров! Все здоровы! Я люблю свою семью!».

Из того же исходного положения подложив руки согнутых в локтях под голову, вытянув ноги (можно зацепиться носками за спинку кровати или спрятать их под сложенное валиком одеяло), сделать несколько полуподъемов верхней части туловища, не отрывая ног от кровати.

Лежа на спине, прямые руки вдоль туловища, или согнутые в локтях под головой, несколько раз приподнять ноги вверх, стремясь сделать «прямой угол».

Продолжая лежать на спине, выполнить несколько вращательных движений ладонями и стопами в одну и в другую сторону.

Из положения, лежа на спине, вытянув руки и ноги перевернуться на один бок, на спину, на другой бок, на живот.

Из исходного положения, лежа на животе, вытянув руки и ноги сделать «лодочку», прогнувшись в спине, приподнять голову, верхнюю часть туловища, ноги. Сказать: «Хорошо! Очень хорошо!» Встать.

Повторять упражнения стоит от двух до четырех раз с улыбкой и хорошим настроением.

Общий подъем, команда, доносящаяся из другой комнаты, очень бодрят, объединяют всю семью общей идеей, общим действием общим веселым настроением насыщают всех положительными эмоциями.

«Всем – здравствуйте! Здравствуйте все!»

Совместная гимнастика в большой комнате или коридоре – что может быть лучше?! Упражнения самые простые и доступные всем членам семьи от самого маленького до самого большого. Особенно хороши импровизации и имитационные движения.

Душ! От этой утренней процедуры все особенно дети получат наслаждение настоящего веселого водного праздника.

Теперь за аппетитный завтрак! Ведь это важнейшая трапеза дня. Поэтому не завтракаем на ходу. Красиво накрытый стол, любимые блюда, родные лица – как это здорово! За завтраком ведем мирные разговоры о предстоящем дне, в том числе о потребностях организма.

Затем всевозможные спокойные подвижные дворовые игры, инициаторами которых будут все члены семьи. Бабушка и дедушка предложат поиграть в старые народные игры, папа и мама – в игры своего детства, дети – в современные подвижные игры.

Интересно и полезно будет всем. Поиграйте в такие игры, как: «Фанты», «Да и нет, не говорить», «Лото», «Горелки», «Салки», «Жмурки», «Прятки», «Казаки-разбойники», «Замри», «Краски».

Из дома – на улицу, на природу.

Обязательны прогулка или экскурсия, поездка, турпоход, посещение культурно-развлекательных заведений, парков, детских аттракционов, театров. Полезны разговоры о благотворном влиянии природы и отдыха на здоровье.

Пообедать можно в пункте общественного питания. Это приятно и интересно, способствует социально-коммуникабельному развитию детей.

Посидите на скамейке полюбуйтесь небом рекой, деревьями, цветами и т.п., спокойно подышите – это так умиротворяет, способствует расслаблению, глубокому отдыху.

Можно еще активно подвигаться. Или посетить кинотеатр. Важно чтобы в течение дня ребенок выполнял различные упражнения: потянись, а потом расслабь мышцы, и у тебя появится ощущение тепла во всем теле, напряги мышцы спины, сведи и разведи лопатки, стань прямо, опусти и подними голову несколько раз и у тебя будет красивая осанка.

Вечером дома общий ужин, гигиенические процедуры, спокойнее игры, семейное чтение (лучше сказок или занимательных историй – их любят все). Если вы не можете без телевизора посмотрите вместе интересную передачу, но не долго – детям вредно.

Отход детей ко сну.

«Спокойной ночи!» Очень хорошо, если детям споют колыбельную песенку, посидят возле него с добрыми словами – такие минуты запоминаются на всю жизнь, они убеждают ребенка в собственной защищенности в значимости для семьи, пробуждают в нем душевный покой, укрепляют здоровье, помогают быть уверенным и успешным.

Будьте здоровы!

 

Самойлова Л.В.

воспитатель I квалификационной категории МБДОУ

«Детский сад № 4» (корреспондент)

ИГРЫ, КОТОРЫЕ ЛЕЧАТ

Уважаемые мамы и папы! Предложенные игры, позволят Вам проводить лечебно-профилактические занятия в веселой, занимательной форме. Вы будете играть в наши игры и одновременно лечить Вашего ребенка. Каждая игра имеет полное описание по лечебному процессу, которого Вы достигнете, играя с ребенком.

БОЛЕЗНИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

(ринит, ринофарингит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды)

ПАСТУШОК ДУДИТ В РОЖОК.

ЦЕЛЬ: укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.

МАТЕРИАЛ: рожок, дудочка.

ХОД ИГРЫ: взрослый просит ребенка как можно громче подудеть в дудочку (рожок) , чтобы созвать всех коровушек на лугу. Взрослый показывает, что необходимо вдохнуть воздух через нос (дудочка во рту) и резко выдохнуть в дудочку.

КОРОЛЬ ВЕТРОВ.

ЦЕЛЬ: тренировка правильного носового дыхания, укрепление мышц лица.

МАТЕРИАЛ:  вертушка или шарик.

ХОД ИГРЫ:  взрослый предлагает ребенку дуть на вертушку или на подвешенный воздушный шарик. Взрослый показывает, как правильно дуть: воздух вдыхается через нос и резко выдыхается через рот.

БУЛЬКАНЬЕ.

ЦЕЛЬ: восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубление.

МАТЕРИАЛ: стакан или бутылочка, наполненные на треть водой, соломинка.

ХОД ИГРЫ: перед ребенком на столе стоит бутылочка с водой и соломинкой. Взрослый, у которого тоже есть этот набор, показывает, как нужно правильно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье : глубоко вдыхает через нос и делает глубокий длинный выдох в трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук. Затем предлагает ребенку сделать то же самое.

НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ.

ЗАПУСТИ РАКЕТУ НА ЛУНУ.

ЦЕЛЬ: обучение приемам игры  в мяч, развитие умения ориентироваться в пространстве, координация движений рук, развитие мышц плечевого пояса.

МАТЕРИАЛ:  стул, мяч

ХОД ИГРЫ: взрослый предлагает запустить ракету на Луну. Берет мяч и кидает его вверх, сидя на стуле. Ребенок повторяет движения взрослого. Так можно сделать 5-6 раз. Затем движения нужно повторить стоя. Когда мяч падает, ребенок подходит к нему, берет его и по команде «Ракета полетела!» кидает снова. Взрослому необходимо подбадривать ребенка, следить за его правильной осанкой.

ПЛОСКОСТОПИЕ.

ВОРОБЬИ.

ЦЕЛЬ: формирование навыка в прыжках, координация движений, укрепление связочно-мышечного аппарата стоп.

Внимание! Если плоскостопие ярко выражено, то прыжки нужно исключить!

ХОД ИГРЫ: взрослый предлагает понаблюдать за воробьями на улице, объясняет, что воробьи не ходят, а только прыгают и летают. Затем предлагает ребенку поиграть «в воробьев». Взрослый держит ребенка под мышки, а позже за плечи (лицом к себе). А когда ребенок освоит подпрыгивания, взрослый держит ребенка за одну руку и прыгает вместе с ним.

ПО-ТУРЕЦКИ МЫ СИДЕЛИ, ЧАЙ ПИЛИ, СУШКИ ЕЛИ.

ЦЕЛЬ: укрепление связочно-мышечного аппарата стоп.

ХОД ИГРЫ: взрослый показывает ребенку, как сидеть по-турецки, ставит под подбородком кисти рук и, покачивая головой из стороны в сторону, напевает:

По-турецки мы сидели,

Пили чай и сушки ели,

Пили, пили, ели, ели,

Еле-еле досидели.

Ребенок садится напротив, повторяет движения и распевает стих вместе со взрослым.

ИГРЫ ПРИ ПОСЛЕДСТВИЯХ РАХИТА И ГИПОТРОФИИ ДЕТЕЙ, ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ОРВИ.

ИДЕМ В ГОСТИ К МИШКЕ.

ЦЕЛЬ: развитие координации движений, умения ориентироваться в пространстве, ходить зигзагами.

МАТЕРИАЛ: большая мягкая игрушка мишка, лента.

ХОД ИГРЫ:  взрослый раскатывает по полу ленту длиной 2-3 м. на другом конце ставит игрушку и предлагает ребенку через мостик перейти в гости к мишке. Ребенка придерживает за руку, взрослый приговаривает:

Мы по мостику идем,

В гости к мишке идем,

Поиграем и попляшем,

А потом домой пойдем.

Если ребенок справляется, то дополнительно расставляют кубики и кегли («лес»). Ребенок должен обходить их зигзагами.

ДОСТАНЬ ПАЛОЧКУ.

ЦЕЛЬ:        укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц тазового пояса ног.

МАТЕРИАЛ: яркая палочка, коврик.

ХОД ИГРЫ: взрослый предлагает ребенку достать палочку ногами, согнутыми в коленях. Ребенок лежит на спине на коврике, поднимает ноги, согнутые в коленях и прижимает их к груди, вначале с помощью взрослого и под его  счет. Затем ребенок пытается достать до палочки прямыми ногами. В это время взрослый держит палочку над ребенком на расстояни 30-35 см.

Галапов А.С. «Игры, которые лечат». Для детей от 1 года до 3 лет. Творческий центр «СФЕРА». Москва. 2007г.

 

Смирнова Розалия Владимировна,

воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 4» категории (корреспондент)

Здоровьесберегающие технологии, применяемые для детей в домашних условиях

Для воспитания здорового, гармонично – развитого, обладающего высокой умственной и физической работоспособностью ребенка важно укреплять его здоровье с первых дней его жизни. Что могут сделать родители?

Эффективным средством укрепления здоровья и повышения уровня работоспособности детей является закаливание организма. Солнце, воздух и вода – факторы, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям. Закаливание – это не только обтирание или обливание, но и повседневные обычные процедуры: нахождение в помещении и на улице в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке. Воздух действует как комплексный раздражитель, усиливая процессы обмена веществ, увеличивая количество гемоглобина и эритроцитов в крови, укрепляя нервную систему. Благоприятное его воздействие проявляется и в настроении ребенка. Он становится бодрым, жизнерадостным. Использовать свежий воздух в целях закаливания необходимо постоянно, в любое время года. Особенно благоприятно влияет холодный зимний воздух в сочетании с физическими упражнениями и играми. Важно, чтобы ребенок находился на воздухе зимой не менее 4 часов, а летом почти весь день.

Хорошее средство укрепления здоровья – закаливание водой. Умывание детей прохладной водой (вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо). Эффективным способом закаливания является контрастное обливание ног: сначала холодной водой 240 – 25, затем теплой 360 и вновь холодной. Начинать водные процедуры лучше в теплое время года.

Важным фактором, оказывающим разностороннее влияние на укрепление детского организма, является физкультура. Необходимо прививать ребенку стойкий интерес к физическим упражнениям, к зарядке, учить доступным двигательным умениям. Семья во многом определяет отношение к физическим упражнениям, к спорту. Этому способствует близкое эмоциональное общение детей с родителями (обсуждение успехов спортивной жизни страны, иллюстрации, просмотр спортивных передач). Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семье. Спортивный уголок, устроенный дома, помогает разумно организовать досуг детей: развивает ловкость, самостоятельность. Повышают устойчивость ребенка к заболеваниям активные движения. Они вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышает деятельность лейкоцитов. И, напротив, гиподинамия вызывает изменения в центральной нервной и эндокринной системах, которые могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена веществ в организме, к уменьшению функциональных возможностей сердечно – сосудистой, дыхательной систем. К снижению работоспособности организма.

При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние ребенка. Он испытывает чувство радости, т. к. двигательная активность – одна из основных генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма, которые даруют человеку саму жизнь. Естественным видом физических упражнений является игровая деятельность, в первую очередь те игры, основу которых составляет свободное детское движение. Двигательные навыки, сформированные у ребенка, переносятся в повседневную жизнь, в самостоятельную двигательную деятельность в течение дня. Это активизирует мыслительные процессы, учит проявлению настойчивости, целеустремленности, самостоятельности и творчеству.

Общеукрепляющее воздействие на мышечную систему организма оказывает массаж – это ритмичное раздражение кожи с определенной силой и последовательностью. Он повышает тонус, эластичность, сократительную способность мышц, стимулирует деятельность центральной нервной системы, механизм терморегуляции, улучшает тканевый и общий обмен веществ.

Уважаемые родители, укрепляйте здоровье детей!

Используемая литература:

  1. Вавилова Е.Н. «Укрепляйте здоровье детей»;
  2. Лекция Е.Е.Татур «Оздоровительные программы».

 

 

Федорова Елена Владимировна,

воспитатель

I квалифицированной категории (корреспондент)

Здоровьесберегающие технологии в семье

Как не пропустить  (не оставить без внимания) нарушение осанки?

Предупредить всегда легче, чем лечить!

На первых порах нарушения преходящи. Если ребенок, несмотря на все правильные профилактические мероприятия, предпочитает неправильные позы и положения, нужно обратиться к врачу ортопеду или врачу ЛФК и строго выполнять его рекомендации. Постоянные напоминая о том, как правильно ходить, ничего не дадут, так как ребенку в этом возрасте нужно повторить одно упражнение от 33 до 68 раз, чтобы он понял и воспроизвел точно это движение.

Поэтому здесь на помощь придет гимнастика – специальные тренировочные упражнения, способствующие воспитанию правильной ходьбы, развитию чувства равновесия, координации движений, формированию стопы и укреплению мышечного корсета спины.

Для воспитания правильной ходьбы и чувства равновесия учите ребенка ходить с параллельными стопами. Это можно делать на скамьях, дорожках, ступеньках, стесанном бревне, начерченных мелом извилистых дорожках. Кромка тротуара – великолепное пособие для этого.

Для профилактики плоскостопия можно использовать любую «колючую» поверхность – вплоть до резиновых ковриков, о которые мы вытираем ноги, а также любые тренажеры, которые сейчас продаются.

Для воспитания осанки учите ребенка проползать под чем-либо (стул, стол и т.д.).

Больше внимания осанке!

Дошкольный возраст –период   формирования осанки.Отчего может нарушится осанка? Таких причин много, назовем лишь некоторые:

1.   Мебель, не соответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время проводит в вынужденной позе.

2.   Постоянноепридерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку.

3.   Привычка ребенка стоять с опорой на одну и ту же ногу.

4.   Неправильная поза во время сна, если ребенок спит, поджав ноги к животу, «калачиком», и пр. Неправильная поза при сидении (наклонившись вперед, закинув руки за спинку стула, подложив под себя ногу).

5.   Спать нужно на твердой постели, на которую ребенок будет опираться костными выступами, но мышцы при этом не должны быть в состоянии постоянного напряжения, поэтому нужен еще мягкий матрац и подушка. Лучше всего если подушка находится между щекой и плечом, она может быть даже достаточно мягкой и небольшой. Лучшая поза для сна – на спине, с разведенными в стороны руками, согнутыми в локтевых суставах.

6.   Нарушения осанки чаще развиваются у малоподвижных , ослабленных детей с плохо развитой мускулатурой, поэтому необходимы гимнастические упражнения для качественного укрепления тех мышц, которые обеспечивают хорошую осанку.

Отклонения в осанке не только не эстетичны, но и неблагоприятно сказываются на положении внутренних органов.Сутулая спина затрудняет нормальные движения грудной клетки, слабые брюшные мышцы тоже не способствуют углублению дыхания. Следствие – меньшее поступление кислорода к тканям.

Еще более важна хорошая осанка для девочки как для будущей женщины.

Сидение не отдых, а акт статического сидения. У детей мышцы-разгибатели (особенно если их не укрепляли раньше) еще слабы. Дети от сидения быстро устают и стараются быстрее изменить позу или пойти побегать. Мы, взрослые, часто не понимаем этого и ругаем детей за неусидчивость.