Родителям о ФГОС дошкольного образования
Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.
Занятие или «занимательное» дело?
В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции«свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие»рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.
Новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно.
Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства, которые обнародованы в этом приказе. Во-вторых, в приказе много положительного:
- Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.
- Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития,
- интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических
- условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое.
- Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей
- дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.
- Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.
- Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.